Профилактика — это основа здоровья ваших зубов.

«Разумнее и выгоднее сохранить здоровые зубы под контролем специалистов, чем потом обращаться за медицинской помощью». Эта идея становится все более популярна во всем мире. Что же такое профилактика стоматологических заболеваний? Это комплекс мероприятий, направленных на устранение или ослабление основных факторов риска возникновение кариеса зубов и его осложнений. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта. В наши дни является бесспорным тот факт, что уровень заболеваемости кариесом зубов и заболевания тканей окружающих зуб (пародонт), зависит от уровня развития индивидуальной гигиены и профессиональной стоматологической профилактики. Необходимо знать, что же такое кариес и как он развивается, к чему он может привести.

В норме у человека в полости рта содержится определённое количество различных бактерий, которые считаются условно патогенными. При плохом уходе за зубами бактерии очень быстро размножаются и образуют зубной налёт, выделяя огромное количество кислоты и токсинов которые разрушают ткани зуба. Пока бактерий немного наш организм справляется с этой опасностью – специальные вещества (ферменты, глобулины и др. защитные белки) содержащиеся в слюне нейтрализуют кислоты зубного налёта. Но если налёт не удалять, бактерии продолжают активно размножаться. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкого и мучной пищи.

Дело в том, что все сладости, мучные и даже молочные продукты содержат углеводы, которые в полости рта расщепляются до сахаров – главной пищи для «вредных» бактерий живущих в полости рта. В результате налёт становится более толстым и плотным, превращаясь в зрелый зубной налёт. Этот процесс длиться в среднем 12-20 часов. Кислота постепенно начинает растворять эмаль в месте прилегания налёта к зубу. Так начинается КАРИЕС - процесс разрушения твёрдых тканей (деминерализация) зуба, приводящий к появлению дефекта в виде полости. (caries – в переводе с латинского «гниение»). Если кариес не лечить, то вредные бактерии очень быстро разрушают твёрдые ткани зуба и проникают внутрь него. Развивается пульпит – воспаление нерва зуба. Через пораженную пульпу – нерв, бактерии могут проникнуть глубже – в периодонт (связка, обеспечивающая фиксацию зуба в челюсти) и вызвать его воспаление – периодонтит. Это заболевание может привести к потери зуба. Лечение периодонтита – крайне серьёзная и сложная задача. Кроме того сами бактерии и выделяемые ими токсины через поврежденные пульпу и периодонт могут проникнуть в кровь по кровеносным сосудам и провоцировать возникновение или поддерживать хронические заболевания организма (почек, сердца, желудочно-кишечного тракта и др.). Те же вредные бактерии, только другие их виды вызывают не только кариес, но и заболевания дёсен (пародонта).

Начальной стадией заболевания является гингивит – воспаление и кровоточивость дёсен, возникающие из-за плохой гигиены полости рта. На этой стадии заболевание обратимо. Но если гингивит не лечить, воспалительный процесс распространяется в глубь дёсен и заболевание переходит в следующую стадию. Он сопровождается разрушением периодонта и кости челюсти, в которой крепиться зуб. Зубы начинают расслаиваться и даже выпадать. При воспалительных заболеваниях дёсен бактерии активно размножаются под десной, разлагаются остатки пищи, и вызывают появление неприятного запаха изо рта. Кроме зубов и дёсен, микробы скапливаются и на языке. Неприятный запах изо рта наиболее заметен по утрам, поскольку ночью замедляется выделение слюны и ослабевает естественная защита от бактерий. Поэтому очень важно тщательно чистить зубы вечером. Помните на самых ранних стадиях кариес и болезни дёсен обратимы! Предотвратить болезнь всегда проще и дешевле! Бактерии вызывающие болезни полости рта, есть у всех, и избежать их присутствие не возможно. Но можно контролировать их количество и не допускать чрезмерного размножения. Поэтому гигиена полости рта – главное средство профилактики! Тщательное – удаление зубного налёта играет решающую роль в сохранении здоровых зубов и дёсен!